Батарея Nissan Leaf — 24 & 30 kW


Батарея Nissan Leaf пожалуй самый важный компонент в автомобиле, питание от которого получает электродвигатель.

По сути, так же как и в другом электрическом автомобиле электричество поступает от литий ионной батареи на силовую установку. В случае с батареей Ниссан Лиф, она находится под днищем в пределах колесной базы.

Батарея Ниссан Лиф - фото

1 — Батарея (Li-ion); 2 — Сервисный разъем;

Ниссан гарантирует, что батарея может работать до 8 лет или 160 000 км пробега, при условии соблюдения трех правил:

  • не использовать автомобиль при выше 40°C;
  • избегать хранения автомобиля при температуре ниже 25 на протяжении семи дней;
  • не оставлять батарею разряженной больше, чем на 14 дней;

Реальный срок службы вполне возможно «дотянуть» до 15 лет путем правильной эксплуатации, например постоянная поддержка батареи Nissan Leaf  в заряде от 30 до 80%, так как данному типу устройства не особо «нравится» простаивать, а постоянная разрядка-зарядка — это как раз то, что не повредит батареи как Ниссан Лиф, так и другому электрическому автомобилю.

Структура батареи

Модульные ячейки которые весят почти 4 кг каждая запаковываются в специальный железный бокс. Внутри обычная система воздушного охлаждения и система контроля батареи.

Модуль батареи Nissan Leaf

Всего в боксе находится 3 блока модулей, общее количество которых — 48 не разборных модулей. Каждый блок соединен крепежными элементами, а на некоторых из них (в зависимости от комплектации) установлены пластины системы обогрева запитывающиеся от самой батареи.

Все модули соединены высоковольтным кабелем в последовательную цепь, в которой общее напряжение равно сумме напряжений каждого элемента.

Схема соединений аккумуляторной батареи Ниссан Лиф

Схема соединений аккумуляторной батареи Ниссан Лиф (при клике на фото — откроется новая вкладка с картинкой в оригинальном размере)

Рабочее напряжение высоковольтной батареи Nissan Leaf лежит в диапазоне 320-410 Вольт, в зависимости от уровня заряда батареи:

U=(6,4-8,4V)*48=320-410V

Одним из самых важных элементов батареи является блок управления LBC (Li-ion battery controller), к которому поступают данные от всех датчиков, измерительных элементов и модулей.

В блоке управления вся собранная информация обрабатывается/записывается и на ее основе формирует управляющие сигналы.

Система контроля батареи Ниссан Лиф

Система контроля батареи Ниссан Лиф (при клике картинка откроется в новой вкладке в полном размере)

Так же через блок управления ВВБ проходит обмен информацией с основным контроллером электрического автомобиля (блоком VCM — Vehicle control module).

Сам железный бокс («черный ящик») прикручивается к днищу с помощью болтов, и кроме выше перечисленных элементов в нем расположены:

Battery Temperature Sensor Nissan Leaf

Три датчика температуры (Battery Temperature Sensor), два расположены в переднем модуле, один в заднем модуле

Heater Relay Unit Nissan Leaf

Реле управления подогревом (Heater Relay Unit)

Li-ion Battery Heater Nissan Leaf

Нагревательные пластины (Li-ion Battery Heater)

Battery Junction Box Nissan Leaf

Блок с контакторами (Battery Junction Box)

Battery Current Sensor Nissan Leaf

Датчик тока (Battery Current Sensor)

… а так же высоковольтный сервисный разъем который отключает высокое напряжение в системе из салона автомобиля, два вида проводки — высоковольтная (оранжевая) и сигнальная (черная) проводка, разъемы на корпусе для подключения силовой установки/климат-контроля, управляющая шина и воздушные клапана для сброса избыточного давления газа внутри батареи.

Технические характеристики

Параметр 24 кВт 30 кВт
Количество модулей 48 модулей, каждый с четырьмя ячейками (всего 192 ячейки)
Напряжение, V 403.2
Номинальное напряжение, V 360
Емкость батареи, кВт⋅ч 24 30
Вес, кг 275 294
Размеры

Емкость и размеры батареи Nissan Leaf ZE0

(мм) a — 1188; b — 1007; c — 264; d — 1547;

Различия батареи 24kW и 30kW

На автомобилях с 2015 года (модельный ряд 2016) было обновлено ПО блока управления батареи (Li-ion Battery Controller) с целью снижения энергопотребления, а все Ниссан Лиф с комплектацией SL и SV оснащались только 30-киловаттными высоковольтными батареями — соответственно увеличился запас хода.

Начиная с 2017 модельного ряда все комплектации (включая S) Ниссан Лиф поставлялись только с батареей на 30 кВт.

Хоть внешне и по креплению обе батареи между собой очень похожи, но общее у этих батарей — только корпуса. Следовательно, у старых и новых батареях — корпуса взаимозаменяемы, все остальные элементы поменять не возможно.

Важное отличие между батареями заключается в конструкции модулей. В 30-киловаттной батареи общее количество модулей в 2 раза меньше, но они в то же время в 2 раза толще (сдвоенные).

Так же стоит отметить, что модуль батареи 30-ти киловатт в сравнении с 24-киловаттным на ~ 1 кг тяжелее, а вес 30-ой батареи в сборе на ~ 20 килограмм тяжелее от 24-ой.

Какая батарея установлена и как её проверить

Как определить какая батарея установлена на Лиф 2015 года производства (2016 модельный ряд):

  • по 4-му символу VIN-номера. Если стоит буква «A» — батарея 24 кВт⋅ч, если «B» — 30 кВт⋅ч

Чтобы проверить батарею — нужен смартфон и сканер OBD-2. Далее вставить сканер в OBD-порт и с помощью приложения LeafSpy проверить реальную емкость батареи. Самая главная информация — Ампер-часы (емкость) и показатель SOH (здоровье батареи).

Как продлить срок службы

Данная информация будет полезна не только для тех кто планирует покупку электрического автомобиля, но и для нынешних владельцев Ниссан Лиф.

Рекомендации по сохранению емкости и срока службы батареи электромобиля — что НЕ рекомендовано делать ЧАСТО или на ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ:

  • разряжать батарею в «0»;
  • резкие разгоны, агрессивный стиль езды и резкое торможение в режимах «BREAK» и «BREAK ECO» (усиленная рекуперация), для данного стиля вождения желательно иметь второй автомобиль, под капотом которого установлен в худшем случае хотя бы 4- или 6-цилиндровый бензиновый мотор, в идеале V8/V12, но это уже совсем другая «история»;
  • батарея не «любит» перегрета (выше 35-40 градусов), поэтому в жаркий летний день рекомендовано автомобиль парковать в тени;
  • быстрая зарядка 50-киловаттным Чадемо на постоянной основе, в которых время зарядки составляет около 30 минут;
  • оставлять автомобиль с полностью заряженной батареей на длительное время без действия. В данном случае лучшим решением будет — подарить кому-то радость, например родственнику/товарищу новые ощущения владения автомобилем, пускай лучше он эксплуатирует автомобиль на время Вашего отсутствия.
    Разумеется бывают случаи, когда автомобиль придется оставить без действующим, а доверить своего электрического товарища некому. В этом этом случае не обязательно заряжать батарею до 100%, достаточно 50-70%. Далее, снимите клеммы с аккумулятора на 12V и ещё нужно вынуть предохранитель тяговой батареи, который находится под пластиковой крышкой между сидениями в задней части салона;

Батарея лучше сохраняет заряд, если её заряжать до 80% емкости. Для этого в автомобиле предусмотрена настройка «Charge to 80%», которая при заряде — заряжает батарею до 80% вместо 100%.

И не забывайте, предназначение электромобиля — отличается от манеры эксплуатации автомобиля с тем же бензиновым мотором.

Рекомендации производителя

Литий-ионная аккумуляторная батарея, способная удерживать заряд, и как все батареи изнашивается с возрастом, что приводит к уменьшению диапазона автомобиля, когда он был новым. Это нормально и ожидаемо, и не указывает на неисправность. На способность литий-ионной батареи удерживать заряд может повлиять то, как управляется автомобиль (стиль вождения), хранение автомобиля, зарядка аккумулятора.

Чтобы максимально увеличить срок службы батареи:

  • не подвергайте автомобиль воздействию температуры окружающей среды выше 49°С (120°F) в течение более 24 часов;
  • избегайте хранения автомобиля при температуре ниже -25°C (-13°F) в течение более 7 дней;
  • избегайте оставлять автомобиль в течение более 14 дней, в течении которых установленный литий-ионный аккумулятор разрядится до нуля или около нуля (зависит от состояния заряда);
  • охлаждайте автомобиль и литий-ионный аккумулятор после использования перед зарядкой;
  • паркуйте/храните автомобиль в прохладном месте из-под прямых солнечных лучей и вдали от источников тепла;
  • избегайте продолжительных высоких температур батареи (вызванных, например, воздействием высоких температур окружающей среды или увеличением скорости движения по шоссе с несколькими быстрыми зарядами);
  • используйте обычные (бытовые) способы зарядки, старайтесь свести к минимуму использование источника быстрой зарядки с помощью мощного устройства;
  • избегайте длительного заряда аккумулятора (вызванного, например,
    желанием зарядить до 100% состояния батарею заряженную выше чем на 80%;
  • перед зарядкой, заряд аккумулятора должен быть ниже, чем 80%;

Если автомобиль не будет использоваться в течение длительного периода времени, заряжайте литий-ионную батарею, используя режим ЭКО один раз в 3 месяца. Не используйте таймер зарядки несколько раз, когда зарядный разъем подключен к автомобилю после завершения зарядки аккумулятора Li-ion. Это может привести к разрядке 12-вольтовой батареи.

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Алексей:

    «избегайте оставлять автомобиль в течение более 14 дней, в течении которых установленный литий-ионный аккумулятор разрядится до нуля или около нуля (зависит от состояния заряда);»

    Хрень полнейшая, нет у него саморазряда.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.